ArtGraphics.ru | Журнал Identity | Конференция HiBrand 2010 | Identity: Best of the Best 2010 | Блог Андрея Пуртова по брендингу

Архив

Posted: December 30th, 2009 | Filed under: Uncategorized | | 1 Comment »

Identity: Best of the Best 2007

Identity: Best of the Best 2006

Лучшие из лучших

Статья о конкурсе Identity: Best of the Best 2006. Впервые опубликована в журнале Identity №7, 2006г.

Что такое Identity: Best of the Best 2006? Это 970 дизайн-проектов логотипов, торговых марок и фирменного стиля от 153 участников из 24 стран с 5 континентов. Это безукоризненная работа международного жюри, в состав которого вошли эксперты высочайшего уровня: Дэвид Хиллман (Великобритания), Михаэль Гаис (Германия), Гэри Хортон (Великобритания), Джейсон Смит (Великобритания), Марго Чейз (США), Тошихиро Онимару (Япония), Билл Гарднер (США), Стивен Аддис (США), Сергей Серов (Россия). Как появился конкурс, по каким правилам он проводился, каковы его результаты и планы организаторов на будущее? У вас есть уникальный шанс не только увидеть лучшие работы во всех десяти конкурсных номинациях, но познакомиться с “кухней” конкурса, тем – что обычно всегда остается за кадром.

В поисках совершенства

Как один из участников российского рынка дизайна, студия ArtGraphics.ru, являющаяся учредителем и издателем журнала Identity, неоднократно принимала участие в различных дизайнерских конкурсах. В силу специализации в области corporate identity мы в основном принимали участие в конкурсных номинациях, посвященных логотипам и фирменному стилю, или в узкоспециализированных конкурсах подобной тематики. Неизменно восхищаясь самоотверженным трудом людей, организовывающих такие нужные всей рекламно-дизайнерской отрасли мероприятия, мы все же не были полностью удовлетворены форматом и результатами подобных конкурсов. Разумеется, не бывает конкурсов, чьи результаты ни у кого не вызывают споров и нареканий, так же как не бывает истины в последней инстанции в решениях жюри. Однако, несмотря на некоторые собственные конкурсные достижения, формат подобных мероприятий не казался нам единственно возможным. Основные проблемы мы видели в не всегда объективном судействе. На одних конкурсах определенные сомнения вызывала компетенция членов жюри, а на некоторых других доходило даже до того, что члены жюри иногда награждали себя сами или же коллеги по цеху практически по очереди награждали друг друга. Прослеживалось отсутствие реальной конкуренции, вызванной тем, что большинство сильнейших дизайнеров и дизайн-агентств обычно не принимают участия в этих конкурсах. Как следствие, авторитет фестивалей, специализированных конкурсов и их наград был невысок – как в самом дизайн-сообществе, так и среди клиентов. Поначалу возникло желание улучшить уже существующие конкурсы. В частности, в № 2 журнала Identity была опубликована статья “Шоу или бизнес?”, обозначающая некоторые проблемы существующих конкурсов и предлагающая пути их решения. Сначала мы только разговаривали с организаторами практически всех конкурсов и рекомендовали им некоторые изменения формата, но через какое-то время поверили в возможность самим предложить рынку что-то принципиально новое.

Новый формат

В жюри конкурса Identity: Best of the Best 2006 мы решили пригласить только экспертов экстремально высокого уровня, высокая компетенция и безукоризненная репутация которых позволила бы обеспечить объективное судейство и получить совершенно необходимый новому конкурсу стартовый кредит доверия. В России нам был известен один такой специалист – Сергей Иванович Серов, чью роль в развитии профессии дизайнера невозможно переоценить. Нет, конечно, есть и другие квалифицированные и исключительно порядочные российские специалисты, но конкурс изначально планировался как реально международный, поэтому было бы нелогично вводить в состав жюри значительное количество представителей, к сожалению, пока не самой дизайнерской страны в мире. В результате в состав международного жюри конкурса Identity: Best of the Best 2006 вошли эксперты мирового уровня в области дизайна: Дэвид Хиллман (David Hillman), партнер Pentagram (Великобритания); Михаэль Гаис (Michael Gais), основатель и креативный директор QWER (Германия); Гэри Хортон (Gary Horton), старший дизайнер Attik (Великобритания); Джейсон Смит (Jason Smith), основатель Fontsmith (Великобритания); Марго Чейз (Margo Chase), основатель и креативный директор Chase Design Group (США); Тошихиро Онимару (Toshihiro Onimaru), арт-директор и вице-президент Graphics & Designing Inc. (Япония); Билл Гарднер (Bill Gardner), президент Gardner Design (США); Стивен Аддис (Steven Addis), CEO Addis (США); Сергей Иванович Серов, представитель России в ICOGRADA, президент Московской международной биеннале графического дизайна “Золотая пчела” (Россия). Конкурс был рассчитан как на дизайнеров, так и на заказчиков и преследовал несколько целей: открыть и показать миру молодые таланты, сформировать положительное мнение о России за рубежом, информировать всех участников рынка о мировых тенденциях в сфере дизайна, знакомить бизнес с дизайнерами со всего мира и повышать общий уровень визуальной культуры. Кроме того, Identity: Best of the Best 2006 позволил осуществить реальный обмен опытом между российскими и зарубежными специалистами.

Работы на конкурс принимались в электронном виде, что способствовало выравниванию шансов жителя столичного мегаполиса и таланта из маленького провинциального городка, так как ему не нужно было платить за пересылку планшета со своей работой и беспокоиться, что жюри увидит ее в совершенно непотребном виде ввиду специфики работы отечественной почты. В каждой номинации работы прошли тщательную предварительную подготовку к голосованию. Все работы были сохранены в одинаковом формате, при этом каждой был присвоен безликий цифровой код типа L2-125-03, что обеспечивало беспристрастное и объективное судейство. На членов жюри никак не могли подействовать ни громкие или не очень имена дизайнеров, ни страны, дизайнерские или не вполне, которые они представляют.

На оценку жюри были представлены 300 лучших работ. Почему именно 300? Дело в том, что мы и не предполагали, что уже первый конкурс Identity: Best of the Best соберет 970 работ от 153 участников из двадцати четырех стран пяти континентов. Изначально со всеми членами жюри у нас была договоренность, что они выделят для оценки работ примерно один свой рабочий день. Мы полагали, что этого будет достаточно для оценки всех работ. В любом случае, выделить для оценки работ больше времени экспертам такого уровня было невозможно. Разумеется, оценить за день почти тысячу работ было абсолютно нереально. Было очевидно, что уровень одних раюот был существенно вше, чем других. Поэтому, исходя из общего количества присланных работ и их распределения по номинациям, для голосования членов жюри была выбрана цифра 300, при этом из каждой подноминации логотипов было выбрано для голосования по сорок работ, а из каждой подноминации фирменного стиля – по двадцать работ. Но даже наше предложение оценить 300 работ некоторые члены жюри сочли “негуманным” и посетовали на столь большую нагрузку. И все же конкурс состоялся и каждый из девяти членов жюри добросовестно оценил 300 работ по 10-балльной шкале, прокомментировав наиболее сильные на его взгляд работы в каждой из десяти номинаций конкурса.

Не знаю, что в момент оценки работ испытывали члены жюри, но за себя могу сказать честно: когда мы с Ольгой Пуртовой, арт-директором ArtGraphics.ru и Identity, отбирали работы для голосования, у меня заболело сердце. За каждую работу мы переживали во много раз больше, чем переживали бы за свою собственную (доведись ей принять участие в конкурсе; разумеется, мы приняли решение не дискредитировать конкурс, выставляя на него работы организаторов). Фактически мы не выбирали сильные работы, а отсеивали объективно более слабые. Мы не знали, чьи именно работы проходят отбор, но некоторые из них, конечно, были легко узнаваемы. Несмотря на соблазн “ни с кем не поссориться”, было определено не принимать “политкорректное решение” по выводу в следующий круг хотя бы одной работы от каждого участника – это противоречило бы принципам проведения конкурсов, рекомендуемых ICOGRADA (наиболее авторитетной международной организацией, объединяющей все национальные ассоциации графического дизайна), которых мы старались по возможности придерживаться.

“Первые блины”

Сергея Ивановича Серова настолько увлек процесс судейства, что он потратил на это полночи, а затем так прокомментировал увиденное: “Уровень работ, поданных на Identity: Best of the Best 2006, проводившийся впервые, меня приятно удивил. Он был выше, чем на некоторых конкурсах, которые уже имеют долгую историю”. Стивен Аддис оценивал работы, даже будучи в заслуженном отпуске в Южной Африке. Марго Чейз в день голосования немного приболела, но все равно не подвела организаторов и добросовестно оценила все работы – просто ей был предоставлен один дополнительный день для голосования. Дольше всех работы оценивал японский член жюри – Тошихиро Онимару, но когда он прислал свои результаты, победители во многих номинациях были уже практически недосягаемы, поэтому расстановка мест существенно не изменилась. Это говорит о том, что число “9″ является оптимальным количеством членов жюри и позволяет практически полностью исключить элемент случайности при голосовании.

Конечно, у всех экспертов есть свои пристрастия и подход к оценке работ. Например, Дэвид Хиллман признался: “Я могу назвать причины, руководствуясь которыми я делал свой выбор. Не важно, какой визуальный язык был использован при создании того или иного проекта. Важна основная идея. Иными словами, я не обращал внимания на стиль и манеру исполнения – я смотрел только на идею”. Однако, по-настоящему сильные работы были замечены и оценены по достоинству практически всеми членами жюри, поэтому результаты голосования не вызвали вопросов и нареканий – справедливость выбора победителей была очевидной. Билл Гарднер, председатель международного жюри, принявший участие в церемонии награждения в Москве, поделился впечатлениями: “Для меня было неожиданностью, что столько российских дизайнеров заняли призовые места. Их работы выполнены очень качественно, на мировом уровне”. Особенно сильно американского мэтра поразила работа Валерия Фиронова – Digital Angel, занявшая в итоге первое место в номинации L3, в которой была самая жесткая конкуренция – более 350 присланных работ. Билл никак не мог поверить, что автором этого логотипа является дизайнер из России.

Благодаря фонду “Арт-Москва”, все работы лонг-листа можно было увидеть на фирменной экспозиции на выставке “Дизайн и Реклама”, где 23-го марта журнал Identity провел “День графического дизайна”. В присутствии более 300 зрителей были названы имена победителей и состоялось их награждение. В мае 2006 года, благодаря любезному предложению администрации выставочного комплекса LenExpo, лучшие работы конкурса были показаны широкой публике и в Санкт-Петербурге, на выставке “Реклама и Информация”. Виктор Голубинов, член Союза дизайнеров России и арт-директор студии ICOM, так отозвался о конкурсе: “Очень рад появлению нового, но уже с первых шагов столь авторитетного конкурса логотипов, торговых марок и фирменного стиля Identity: Best of the Best 2006. Меня поразили не только международное жюри, но и уровень и широта охвата участников. Победить в конкурсе с таким жюри и с такими сильными соперниками из самых разных стран было втройне приятно. В ряду международных конкурсов товарных знаков явно прибыло, и это новое прибавление рискует стать самым интересным, поскольку с самого начала подошло к оценке работ по гамбургскому счету, не взирая на лица и конъюнктуру”.

Узнав о результатах конкурса, Федерико Гарсиа (Federico Garcia) из Federicografia отметил: “Приятно читать такие воодушевляющие новости. Я очень рад, что моя работа для компании ELA была отмечена среди других. Просмотрев работы победителей, я понял, почему меня не оказалось среди трех лучших. Это действительно великолепные дизайнеры! Я был счастлив попасть в шорт-лист в номинации C5! Мои поздравления организаторам конкурса и дизайнерам, на которых обратило внимание уважаемое жюри”. Александр Фалдин, арт-директор студии fallindesign, поделился своими личными впечатлениями: “Конкурс конкурсу рознь: участие в иных не оставляет ничего, кроме досады и сожаления о потерянном времени. И наоборот: организация, состав судейства других мероприятий подобного рода становятся праздником и событием. Спасибо!”

Открытиями конкурса стали брендинговое агентство из Румынии Brandient (в марте 2006 года оно стало частью Enterprise IG – одного из международных бренд-консалтинговых агентств “Большой пятерки”) и Studio Cuculic из Хорватии, а также неординарная студия Sakkal Design из США, специализирующаяся в области арабской каллиграфии. Ситуация в номинациях складывалась по-разному: в некоторых случаях разница составляла незначительное количество баллов, в других же работы побеждали с большим отрывом. Например, “Модный дом “Елена Цветкова” (fallindesign, Россия) и Maraschino (Studio Cuculic, Хорватия) стали явными лидерами в своих номинациях, да и в конкурсе в целом. (В 7-ом номере журнала Identity опубликованы таблицы результатов голосования членов международного жюри и все оучшие работы конкурса с подробными комментариями к проектам и отзывами членов жюри)
Будущее конкурса
Сергей Иванович Серов, комментируя уровень и результаты конкурса, сказал: “Конкурс Identity: Best of the Best 2006 удивил мощным стартом. Организаторам удались Нью-Васюки: все расходы только на телеграммы – и столица автоматически переносится в Identity. Они нашли удачную формулу мероприятия, позволившую заметно повысить планку проводимых в этой области профессиональных турниров, привлечь международных экспертов и резко расширить географические границы конкурса. В результате конкурс порадовал многими свежими, интересными работами, он обозначил новый взгляд на знаки и логотипы. Раньше наши конкурсы в этой области в основном сосредотачивались на профессиональной дизайнерской кухне, на графической конструкции знака, отчетливо проявляющей себя в черно-белых вариантах. Конкурс Identity: Best of the Best 2006 посмотрел на знаки и логотипы с точки зрения подаваемого на стол блюда, затейливо украшенного и аранжированного для повышения аппетита, и богатство цвета и фактуры превратило конечный продукт в праздничное шоу. Собственно, в этом и состоит главная тенденция современного знакообразования, продемонстрированная конкурсом”. Для некоторых участников конкурс дал реальный импульс в их бизнесе. В частности, Studio Cuculic из Загреба (Хорватия) по результатам конкурса получила публикации в деловой прессе и новые заказы. Кроме того, студии было доверено разработать visual identity для выставки хорватского дизайна и первой дизайнерской конвенции, организованной Сообществом хорватских дизайнеров (Croatian Designers Society).

В одном из обсуждений дизайнерских конкурсов в интернет мы увидели комментарий г-на Мещеркина, арт-директора российской студии “Има-Дизайн”: “Если говорить о конкурсах в нашей стране, то меня порадовал конкурс журнала Identity. Можно спорить о том, кто более достоин первого или второго места, но в целом все по-честному. Разумеется, жюри состояло из иностранных представителей профессии. И, разумеется, старожилы отечественного дизайна были не на первых позициях, а если уж и на них, то заслуженно. А уровень работ вполне себе крепкий. Надеюсь, что в следующем году Identity: Best of the Best станет еще лучше”.

Мы верим, что конкурс действительно станет лучше, и приложим к этому все силы. Судя по реакции мирового дизайн-сообщества, становится ясно, что в конкурсе Identity: Best of the Best 2007 будет еще больше участников и, надеемся, еще больше по-настоящему сильных, неординарных, выдающихся работ. Даже после объявления результатов и награждения победителей находились “отставшие” дизайнеры, которые, не взирая ни на какие дедлайны, продолжали присылать нам на e-mail свои заявки на участие в конкурсе и работы. До сих пор мы получаем письма от дизайнеров из разных уголков мира с просьбой рассказать подробней о конкурсе и условиях участия в нем. В процессе общения потенциальные участники Identity: Best of the Best 2007 предлагают нам информационную поддержку и промоутирование этого мероприятия на web-сайтах и блогах дизайнерских сообществ по всему миру. Конкурс 2006 года уже освещался на крупных дизайнерских порталах Германии, Голландии, США и ряда других стран, а Identity:Best of the Best 2007 благодаря глобальной международной поддержке обещает стать еще более мощным и представительным.

Состав жюри конкурса в 2007 году изменится, но по-прежнему останется звездным – наверное, достаточно сказать, что делегировать своего представителя в жюри Identity: Best of the Best 2007 выразил желание мировой лидер в области бренд-консалтинга и коммерческого дизайна – Landor Associates, а также многие другие всемирно известные дизайн-студии и брендинговые агентства. А это значит, что все участники будущего конкурса получат неоценимую возможность понять свою истинную силу и показать себя как потенциальным клиентам, так и всему мировому дизайн-сообществу. В дни, когда была написана эта статья, мы получили приглашение ICOGRADA вступить в ICOGRADA Media Network – международную ассоциацию СМИ, пишущих о дизайне. Теперь журнал Identity является членом ICOGRADA Media Network, а конкурс Identity: Best of the Best 2007 пройдет под патронажем ICOGRADA и в полном соответствии с рекомендациями этой организации. А это позволяет надеяться, что конкурс Identity: Best of the Best 2007 станет еще более честным, сильным и авторитетным, а также покажет множество ярких работ и откроет новые имена. Имена – за которыми настоящее и будущее коммерческого дизайна.